ЦИКЛ «ЖИТИЕ БОГОМАТЕРИ»
CloseСюжеты росписи из цикла Жития Богоматери основаны на рассказе о детстве и обручении Марии из, так называемого, Протоевангелия Иакова, а также подобных ему апокрифов, которые получили известность на Руси уже в XI веке. Цикл из 15 сцен, занимающий в церкви два верхних яруса южной и северной стен, второй ярус западной стены и западные малые коробовые своды, начинается на южной стене от иконостаса и разворачивается по кругу — сначала на первом (верхнем) ярусе, затем — на втором сверху.
Первой на южной стене, между иконостасом и окном, помещена композиция «Отвержение жертвы», где изображены Иоаким и Анна, благочестивые родители Марии, приносящие в храм ежегодную жертву — двух голубей. Далее, на южной стене между окнами и юго-западным малым коробовым сводом, следуют композиции со сценами молитвы Иоакима в пустыне и Анны в саду, в которой особое внимание привлекает выразительная деталь — гнездо с птенцами, воплощающее в себе символ родительского счастья. В сцене «Зачатие Анны», на том же, юго-западном своде, изображена радостная встреча супругов у Золотых ворот, после того как они получили обетование Божье о рождении ребенка.
В северо-западном углу храма, на коробовом своде и на северной стене между окнами, друг напротив друга расположены две композиции: «Рождество Богородицы», часто встречающееся в иконах, и «Пир в доме Иоакима», где Иоаким предстает уже с Марией на руках. Завершает верхний ярус росписей на северной стене одна из лучших фресок цикла — «Первые шаги Богородицы», на которой запечатлены родители, с любовью взирающие на маленькую Марию.
Цикл продолжается во втором ярусе на южной стене, где расположены композиции «Введение Богородицы во храм» (между иконостасом и окном), «Жизнь Марии в храме и молитва первосвященника об избрании обручника для чудесной отроковицы», и на западной стене — композицией «Обручение Марии Иосифу». Далее из цикла были пропущены некоторые важные эпизоды, которые будут присутствовать в росписи нижнего яруса, в рамках цикла «Великий Акафист». Также на западной стене помещена композиция «Испытание Марии водой обличения», раскрывающая тему чистоты и непорочности Марии.
Две заключительные композиции цикла расположены на северной стене: в сцене «Смертное благовещение» архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руке возвещает Богородице о ее близкой кончине; в следующей сцене представлено «Прощание Богородицы со служившими ей благочестивыми женщинами» — момент, когда, согласно преданию, Богородица завещала им свой пояс и ризу.