СИСТЕМА РОСПИСИ

Close

Роспись стен церкви Ризположения была выполнена в 1644 году по заказу патриарха Иосифа иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Вся церковь была расписана ими менее чем за три месяца. Известно, что при создании нового живописного убранства храма мастера обычно руководствовались предыдущей, более древней системой его росписи. Некоторые свидетельства о периоде работы Назария Истомина над иконостасом в Ризположенской церкви указывают на существование в храме старых росписей, выполненных до 1605 года. Не исключено, что церковь была впервые расписана вскоре после строительства, и система росписей ее стен в основных чертах восходит к концу XV века.

Расположение росписей храма строго канонично. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя, в верхнем ярусе барабана выполнены образы ветхозаветных пророков, в нижнем — евангелистов. Своды и примыкающие к ним люнеты украшают сцены евангельской истории Христа от Рождества до Вознесения и входящая в этот цикл Троица (часть композиции находится за иконостасом).

Западные столпы церкви заняты росписью с образами святых русских князей и московских митрополитов. На восточных столпах, скрытых иконостасом, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви.

Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому программу большей части стенной росписи составили композиции на тему «похвалы Богородице», запечатленные в двух сюжетных циклах. Выполненные в технике фрески и проработанные темперой росписи располагаются на стенах в четыре яруса, из которых два верхних занимает цикл Жития Богоматери, повествующий о жизни Девы Марии, а два нижних иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн — Великий Акафист.

Роспись купола и сводов церкви РизположенияРоспись юго-западного столпа и южной стены церкви РизположенияРоспись северной стены и северо-западного столпа церкви РизположенияРоспись западной стены церкви Ризположения

Рождество Христово и Поклонение волхвовПреображениеВозведение на крестРаспятие

В верхней части столпов, в арках и на сводах храма расположены медальоны с полуфигурами избранных святых, в основном, небесных покровителей семьи первого царя из дома Романовых — Михаила Федоровича, в царствование которого была выполнена роспись храма. В откосах окон помещены фигуры преподобных (святых монахов) и изображения небесных сил — херувимов и серафимов.

Программа росписи алтарной части храма повторяет иконографические схемы росписи Успенского собора с торжественной композицией Великого входа в конхе (верхней части) центральной апсиды и композицией Собора всех святых, занимающую в церкви Ризположения всю стену апсиды.

Отдельного внимания заслуживают крупные декоративные фрески нижнего яруса храма. Известно, что нижний ярус внутреннего убранства церквей неизбежно страдал от прикосновений одежд молящихся, что сказывалось на состоянии фресок. В Византии сложилась традиция облицовывать эти участки стен мрамором или занавешивать их тканями. Со временем настоящие ткани были заменены декоративными фресками. В церкви Ризположения нижний ярус стен храма украшен светлой орнаментальной росписью, имитирующей тканевый декор, которая носит название «полотенца». Фрески действительно напоминают висящие полотенца-ширинки, украшенные искусной орнаментальной вышивкой; узор наподобие решетки встречается в настоящих византийских и итальянских тканях XV в.

Преподобные Зосима и Савватий СоловецкиеСвятой Савва СтратилатПолотенца

Реставрационные работы, проведенные в 1950-х гг., раскрыли фресковую живопись 1644 г. от позднейших прописей и поновлений, в том числе выполненных в XIX веке масляной краской. Современное состояние росписей позволяет в полной мере оценить художественную манеру мастеров, ее создавших, несмотря на имеющиеся поздние вставки и даже утраты живописи (например, в верхней части западной стены, в композиции «Вход в Иерусалим»). Цветовой строй фресок был, скорее всего, задан светлыми, гармоничными красочными сочетаниями икон иконостаса, уже установленного в храме к моменту начала работ по его росписи. Особую легкость и праздничность атмосфере в церкви Ризположения придает обилие белых, голубых, зеленых и вишневых тонов в трактовке фигур, а также розовых, охристых и бирюзовых — в изображении архитектурных фонов. Небольшой размер храма и насыщенность иконографической программы определили размер фресковых композиций, напоминающих небольшие клейма икон. В то же время в их строгом ярусном ритме, монументальном размахе композиций праздничного цикла на сводах и в люнетах храма, торжественном величии фигур на столпах прослеживаются традиции монументальной живописи предшествующей эпохи — конца XVI в., еще сохранявшиеся в русском искусстве первой половины XVII столетия.

ВВЕРХ