ЦИКЛ «ВЕЛИКИЙ АКАФИСТ»
CloseДва нижних яруса росписи стен церкви (третий и четвертый) отведены иллюстрациям Великого Акафиста, прославляющего Богородицу. Великий Акафист — знаменитое произведение византийской литературы VI века, торжественный гимн, воспевающий Богородицу. В 626 году, в связи с избавлением Константинополя от вражеского нашествия благодаря заступничеству Богородицы и ее чудесной ризы, Акафист получает новый зачин, вводную песнь, в которой Богоматерь прославляется как «взбранная воевода», защитница от «всяких бед». Тогда же, согласно преданию, был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В самом названии «акафист» (что по-гречески значит — «неседальный») содержится указание на то, что исполнять и слушать его надлежит только стоя. В росписях стен церкви Ризположения проиллюстрированы все двадцать пять песен (кондаков и икосов) из акафиста.
В своих композициях художники Ризположенской церкви следуют иконографическим схемам акафистных росписей Успенского собора. В сценах, не присутствующих в программе росписи Успенского собора, они обращались к иконографическим схемам, утвердившимся в русской живописи в первой половине XVII века. Начинается цикл на южной стене одной из главнейших композиций всей росписи — иллюстрацией к первому, вводному кондаку («Взбранной воеводе…») — «Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля». В представленной батальной сцене находит отражение легенда об избавлении города от осады неприятия посредством заступничества Богородицы и ее чудотворной ризы. В этом же третьем ярусе, на южной, западной и части северной стены, расположены иллюстрации к первой половине Акафиста, которую можно назвать «исторической». Здесь изображены евангельские события от Благовещения до Сретения, составляющие подробный рассказ о жизни Марии и рождении Христа.
Благовещение (икос 1, 2, кондак 2, 3) — называемое церковью «спасения нашего главизна» — воспевается в четырех песнях Акафиста и представлено в четырех эпизодах на южной стене, от явления ангела-благовестника до нисхождения Святого Духа в виде голубя. Повествование продолжается в сценах росписи на западной стене — «Встреча Марии и Елизаветы», где запечатлено первое «узнавание» Христа, еще до рождения, будущим Иоанном Крестителем, и «Упреки Иосифа», где мучимый сомнениями Иосиф уверился в непорочности девы Марии. Над порталом, спокойные и торжественные сцены «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» чередуются с динамичными композициями «Путешествие волхвов» и «Возвращение волхвов». В этом же ярусе, но на северной стене — «Бегство в Египет» и «Сретение» со старцем Симеоном, узнающим в Младенце «Бога совершенного».
Вторая часть Акафиста, которую можно назвать символической, состоит из славословий Богородице и Христу, трактующих сложные богословские символы и понятия. Например, темой восьмого икоса — «Весь бо в нижних и вышних» — является божественная и человеческая природа Христа.
Акафист полон заимствованных из пророчеств Ветхого Завета поэтических эпитетов и уподоблений, воспевающих Богородицу как, например, «Стену девам» или «Светоприимную свечу». Иллюстрации этих песен размещены на видном месте — в нижнем ярусе западной стены.
Последняя песнь Акафиста — молитва к Богородице с просьбой о заступничестве — проиллюстрирована сценой поклонения иконе «Богоматерь Умиление» («О, всепетая Мати…») на северной стене, слева от портала.