РОСПИСЬ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ

Close

Алтарные росписи, а также росписи восточных столпов в церкви скрыты от глаз высоким иконостасом. В украшении алтарной части мастера следовали росписям Успенского собора, поместив в конхе (верхней части) центральной апсиды торжественную композицию «Великий вход» с изображением небесной литургии. Ниже, на стенах апсиды, представлена композиция «Собор всех святых»: в центре над нишей горнего места компактной группой помещены «святые младенцы», слева от них — пророки, справа — апостолы. На южной и северной стенах апсиды расположены образы «святых мужей и жен», среди которых выделены фигуры святителя (на южной стене) и царя (на северной). На нижних выступах апсидной арки помещены «народы», участвующие в литургии (на северной выступе — миряне, на южном — монахи); в отличие от святых они изображены без нимбов. Вся роспись апсиды иллюстрирует литургическое песнопение «Да молчит всяка плоть человеча...», текст которого почти полностью дан на свитке ангела в композиции «Великий вход».

Восточную стену над алтарной апсидой занимает монументальная композиция «Положение ризы Богородицы во Влахернах».

Нишу горнего места занимает изображение Печерской Богоматери с предстоящими митрополитами Петром и Ионой (?). Если икона Богоматери Владимирской почиталась на Руси как общегосударственный палладиум, то икона Богоматери Печерской была покровительницей русских иерархов. Недаром изображение ее украшало печати московских митрополитов.

«Великий вход». Божественная литургияПоложение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

На восточных столпах, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви, обычно помещаемые в нижнем регистре росписей алтарной апсиды. Вход в алтарь фланкируют монументальные фигуры святых Николая Чудотворца и Иакова, «брата господня», расположенные во втором ярусе южной грани северного и северной грани южного столпов. В программе росписи патриаршей церкви образам этих святых отведено особое место: святой Иаков почитаем как первый епископ Иерусалимской церкви, которому приписывалось составление первоначальной литургии; святой Николай, наряду с Богородицей и русскими святыми, считался покровителем Русской земли «в делах отечества и церкви».

Над ними, выше, в круглых медальонах помещены полуфигуры святителей, предположительно, Афанасия и Кирилла — архиепископов Александрийских, знаменитых богословов и участников Вселенских соборов, а также Стефана Великопермского и Макария Унженского (?), которые могли появиться в росписи церкви при патриархе Филарете в период 1619–1627 гг.

Конху жертвенника занимают три монументальные полуфигуры ростовских чудотворцев Леонтия, Исайи и Игнатия, повсеместно чтимых уже в XV веке. На южной стене жертвенника размещена композиция «Агнец божий» с Христом-младенцем, лежащем в дискосе на престоле. На северной стене изображены пять святителей в рост, обращенные к Спасу в круге над окном жертвенника, из которых сохранились только около трех первых фигур: епископа Смирнского Вукола, патриарха Царьградского Мефодия и епископа Гортинского Кирилла (?). Почетное место в системе росписей (в круге над самой апсидой жертвенника) занимает образ святого Иоанна Милостивого, день памяти которого связан с важной датой в истории русской церкви. В этот день, 23 января, в 1589 году в Москве на соборе русских иерархов в присутствии царя Федора Ивановича и патриархов антиохийского и царьградского было положено начало русской патриархии.

Ростовские Святители Леонтий, Исайя, ИгнатийСвятители, предстоящие образу Христа Спасителя в медальоне

На северо-восточном малом коробовом своде, примыкающем к жертвеннику, расположены изображения особо почитаемых на Руси святых: мучеников Трифона и Пантелеймона, Федора Тирона, Прокопия и святого воина Уара.

С победой над польско-шведской интервенцией, возможно, связана программа росписи в дьяконнике церкви Ризоположения. В 1624–1626 гг. здесь был устроен придел, посвященный Георгию Победоносцу — святому, который издревле почитался на Руси как покровитель ратного люда и помощник в борьбе с врагами. Посвящение дьяконника Георгию определило и подбор изображенных в нем святых.

В южном люнете восточной стены размещена фигура святого Георгия. Над самой апсидой дьяконника помещен в круге Аверкий Иерапольский. Его изображение появилось, вероятно, в связи с тем, что в день памяти Аверкия, 22 октября 1612 года, русское ополчение взяло штурмом Китай-город, после чего вскоре капитулировали польские войска в Кремле, и Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков. В конхе дьяконника помещены полуфигуры святых исповедников Самона, Гурия и Авива. Над окном помещен «Спас Нерукотворный на убрусе», обычно изображавшийся на воинских стягах. Вокруг в предстоянии: Иоанн-воин, по поверью укрепляющий дух воинов в битве, спасающий их от вражьего плена, уберегающий их от ран и внезапной смерти; Никифор и Ванифатий, избавитель от гнева, скорби и печали (на южной стене); Уильяний (Иулиан), ходатай об отпущении грехов, и Прокопий (на северной стене), почитавшийся молитвенником об исцелении болящих и страждущих и о даровании мира.

Святые Самон, Гурий, Авив и «Спас Нерукотворный на убрусе» с предстоящимиСвятой Самон, Святой Гурий, Святой АвивСпас Нерукотворный на убрусеСвятые воины Иоанн, Никифор, Ванифатий, предстоящие Святому Убрусу

Воинская тема продолжается и в росписях, примыкающих к дьяконнику. Здесь изображены святые Федор Стратилат, Евстафий и Дмитрий Солунский, святые воины Мина, Исидор и Леонтий. Почитание Мины особенно усиливается с конца XV века в связи с тем, что в день его памяти, 11 ноября 1480 года, произошло бегство хана Ахмата от Угры, явившееся, как известно, одним из окончательных этапов борьбы против монголо-татарского ига.

ВВЕРХ