ВИТРИНА 3. РАСПЯТИЕ С РАЗБОЙНИКАМИ

Close

Горельефная икона «Распятие с разбойниками», выполненная в последней четверти XVII века резчиками Оружейной палаты, происходит из Чудова монастыря Московского Кремля.

Многофигурная пространственная композиция горельефа, заключенного в глубокую раму, представляет сцену Распятия Христа на Голгофе. Стилистические особенности и художественные качества памятника позволяют сравнивать его с небольшими резными деревянными алтарями, получившими распространение в искусстве Западной и Восточной Европы начиная со средневековья.

Распятие с разбойниками

Горельеф служит примером одного из направлений в русском искусстве второй половины XVII века, ориентированного на западноевропейские образцы. Центром этого направления были мастерские Оружейной палаты, где, начиная с середины XVII столетия, трудилось большое число мастеров-иноземцев (в том числе поляков и белорусов, вывезенных в Москву царем Алексеем Михайловичем). Благодаря им в употребление вошли новые инструменты, широко использовались в качестве образцов для резьбы западноевропейские гравюры в составе иностранных лицевых Библий, а также иллюстрации львовских и киевских изданий.

Центральная часть иконы повторяет гравюру Б. Болсверта с картины П. Рубенса «Удар копьем» 1620 года. Мастера вносят в ее композицию изменения в соответствие с русской иконной традицией, а также дополняют ее несколькими фигурами в боковых частях. Памятник можно отнести к образцам раннего русского барокко — стиля, который станет господствующим в русской пластике XVIII столетия.

ВВЕРХ