ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ РУССКОГО СЕВЕРА
CloseСевер — настоящий заповедник русской деревянной скульптуры, где иконные традиции вливаются в мощный поток народной крестьянской резьбы. Резьба по дереву была одним из древнейших и излюбленных монастырских занятий. В Музеях Кремля хранится ряд памятников, связанных с такими знаменитыми северными монастырями, как Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий.
В нижней части резных крестов, таких, как представлены на выставке, среди избранных святых часто помещали фигуры основателей обители: преподобных Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Димитрия Прилуцкого.
Многочисленные паломники обычно уносили с собой на память из монастырей иконы с изображением их основателей и подвижников веры. Иконы-пядницы с изображением преподобных Зосимы и Савватия на фоне обители или с ее изображением в руках — один из наиболее распространенных в Соловецком монастыре XVII–XVIII вв. типов «раздаточных» или «паломнических» икон, в большом количестве изготовлявшихся монастырскими и иногородними мастерами, работавшими по найму. Всех их отличает документальная точность изображения монастыря.
Святые Николай и Параскева Пятница всегда относились к числу самых почитаемых в народной среде святых. Недаром в северной резьбе чаще других встречаются образы Николая Чудотворца, всеобщего защитника и помощника в делах, и Параскевы Пятницы — покровительницы домашнего очага и женских рукоделий.
Резные иконы с изображением многоголового храма с Голгофским крестом внутри, такие как «Церковь», получили широкое распространение на Русском Севере в XVII–XVIII вв. Такие доски можно было встретить в старообрядческих молельнях; также они монтировались на намогильные кресты.
В витрине также экспонируются ярко раскрашенные, нарядные резные иконы и небольшие иконостасы, украшавшие деревянные северные часовни и храмы.