МОСКВА И КРЕМЛЬ

Close

Левую половину витрины занимают три произведения монументальной пластики работы московских резчиков XVII столетия — горельефы, крепившиеся на фоновой доске или стенке киота.

Никола МожайскийСвятой Никита, изгоняющий беса

Богоматерь СтрастнаяИона, митрополит Московский

Никола Можайский - резной образ середины XVII века из кремлевской церкви Николы Гостунского - пользовался особым почитанием в Москве. Святитель представлен с мечом в правой руке (ныне утраченным) и «городом» в левой. Именно таким, по преданию, он явился над стенами Можайска, осажденного монголо-татарским войском. С тех пор образ Николы Можайского получил на Руси повсеместно распространение как образ защитника русских городов. Автором этой скульптуры считали мастера Оружейной палаты, выходца из Белоруссии, старца (монаха) Ипполита. Резьба по дереву сочетается здесь с резьбой и теснением по левкасу, темперной краской и позолотой.

В середине XVII века в Москве прославилась чудесами икона «Богоматерь Страстная», в честь которой был выстроен в столице Страстной монастырь (в 1937 году его снесли и образовали обширный сквер на Пушкинской площади). Представленный на выставке деревянный рельеф — «Богоматерь» из Коломны, выполненный во второй половине XVII столетия, вторит мотиву и иконографии прославленной московской иконы. «Богоматерь Страстная" находилась в часовне у Пятницких ворот города Коломны. Уцелела только центральная часть композиции: киот этой резной иконы, как и прикрепленные, по всей видимости, к нему фигурки ангелов, не сохранились.

Наиболее значительные произведения деревянной скульптуры XVII в., особенно второй его половины, созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Среди них особое место занимают резные образы московских святителей, которые, согласно источникам XIX века, предназначались для их рак (гробниц) в Успенском соборе Кремля.

В соответствии с древней традицией гробницы святых часто украшали их изображениями, помещенными на крышке. Подобные надгробные деревянные рельефы известны на Руси с XVI века. Представленный на выставке резной образ «Иона, митрополит Московский», датируемый второй половиной XVII века, очевидно, был выполнен мастерами Оружейной палаты, о чем свидетельствует как сложная техника рельефа, так и высокие художественные качества памятника. Можно утверждать о стремлении резчика не только создать обобщенный идеальный образ святителя, но и наделить его характером, придав иконному изображению условно-портретные черты.

ВВЕРХ